Верхняя Балкария

• Бюджет поездки: 25 000 рублей, учитывая перелет
  • Страна: Россия
Верхняя Балкария

Людей, равнодушных к горам мало, особенно, если эти горы живописные. Я как раз более, чем неравнодушно отношусь к путешествиям в такие интересные места нашей планеты. И вот рюкзаки и палатки собраны, документы и деньги надежно упакованы в поясную сумку, друзья-путешественники к выезду готовы, и мы отправляемся в Кабардино-Балкарию.

Горнолыжные курорты Приэльбрусья – для нас не в новинку. Раньше нам неоднократно приходилось бывать здесь. И в этот раз мы решили отправиться в село Верхняя Балкария через Нальчик. Добраться до Нальчика можно, как на поезде (цена билетов в обе стороны составляет около 5 000 рублей), так и самолетом (около 12 000 рублей).

По прилету в Нальчик мы, как можно скорее закупили необходимый для путешествия провиант, в последний раз проверили наличие карт и прочего инвентаря, и отправились на автовокзал. Оказалось, что добраться до Верхней Балкарии не так-то просто – интервал между автобусами до селения очень велик. Мы быстро приняли решение ехать автостопом.

Мы добрались до выезда из города, разбились на пары (так удобнее «ловить машину») и приступили к поиску попутчиков. Нам очень повезло, буквально через 20 минут с начала поисков мы остановили мини-вен, в котором было всего 3 человека – водитель и 2 пассажира. Александр (водитель) с радостью согласился довезти прямиком до Верхней Балкарии всю нашу компанию из 4 человек.

Дорога становилась все хуже и хуже. Стали часто встречаться туннели, и между двумя из них мы остановились. Александр провел нас по узкой тропке, растянувшейся вдоль одной из скал. Отсюда хорошо видна была кривенькая, поросшая травой однополосная дорога. Оказалось, эта старая дорога ведет в Верхнюю Балкарию. Очень сложно даже представить, что по такой дороге вообще можно было ездить.

За разговорами и любованием местными красотами из окна авто время пролетело незаметно. Чем ближе мы подъезжали к селению, тем чаще становились восхищенные возгласы моих друзей. Я очень давно не видела таких величественно-красивых склонов. Мы делали огромное количество фото, пытаясь запечатлеть всю красоту, предстающую перед нами.

Вот уже на противоположной стороне ущелья становятся видны башни поселений и развалины. До февральской революции здесь было около 20 поселков, которые впоследствии объединили в два: Верхняя Балкария и Нижняя Балкария. Объяснив нам, где лучше всего поставить палатки, Александр сердечно распрощался с нами, оставил свой номер телефона на случай, если нам негде будет остановиться в Нальчике.

Мы без особого труда нашли место под палатки там, где нам и предлагал остановиться наш попутчик. Несмотря на то, что было не так уж поздно, когда палатки были подготовлены для полноценной ночевки, переполненность эмоциями, свежий горный воздух и предвкушение завтрашних «подвигов» сморило нас очень быстро.

Утром мы свернули наш лагерь и отправились на поиски приключений и впечатлений в развалины. Над селением в гордом одиночестве стояла древняя башня. В селениях такие башни возводились в качестве «родового гнезда», их не много, но в каждом разрушенном селении есть хотя бы по одной такой башне.

Поднявшись по тропинке, которая начиналась сразу за селением, мы вышли прямиком к водопаду. Несмотря на то, что трава и камни вокруг были достаточно скользкими, мы все же поднялись к водопаду. После нелегкого подъема ничто так не радует, как прохладный водопад и разлетающиеся во все стороны брызги кристально чистой воды.

Сверху перед нами раскинулся удивительный вид. Вдалеке мы заметили очень странное сооружение: что-то вроде башни, выстроенной на огромном валуне. Мы вернулись к месту нашего ночлега, оттуда до башни нужно было пройти несколько сотен метров. Оказалось, что это такая же родовая башня, хоть издалека она и была похожа на жилое строение.

Возле бывшего селения Тура-Хабль расположен обширный некрополь (город мертвых) с подземными склепами, каменными ящиками и грунтовыми могилами. Под бывшим селением Мухол сохранились прочно сделанные древние усыпальницы и могилы. Через этот аул проходил древний торговый путь.

Местные красоты просто поражают воображение. Мы остановились на привал на небольшой поляне, с которой открывался чудесный вид. Вдалеке на фоне гор виднелось пастбище, заполненное мирно пасущимися лошадьми. А контраст голубого неба и гор вызывал ощущение, словно мы попали внутрь живописных фотообоев.

Бродя между селениями, мы наткнулись на одну очень интересную башню. Верхняя часть стен башни Абаевых была снабжена украшением в виде равноконечного креста. Эти фигуры, сделанные техникой выемки камня, впоследствии сильно попорчены владельцами башни за их ассоциацию с христианскими эмблемами.

Верхняя Балкария – одно из мест, не тронутых суетой и шумом больших городов. Здесь отдыхает не только тело, но и душа, наслаждаясь восхитительными пейзажами и культурными достопримечательностями.