Ак-туру

• Бюджет поездки: 5000
  • Срок поездки: 10
Ак-туру
Маршрут г. Барнаул - Чуйский тракт – с. Бельтир – р. Талдура – р. Джело – руч. Тураоюк - гора Купол Трех Озер – р. Ак-Туру – с. Курай – г. Барнаул
Август 2013 г.
Каждое лето мы с друзьями ходим в горы. Выбираем места, где еще не бывали. Одно из таких красивейших мест Горного Алтая - долина реки Ак-Туру, с ее многочисленными ледниками, было целью нашего похода этим летом.

Обычно добираемся маршрутными автобусами, а потом рюкзачки на плечи и по проторенным тропкам все выше и выше. Но автобус до Кош-Агача отменили еще в прошлом году, а попытка добраться на наёмном транспорте, чуть не сорвала прошлую поездку. Однако в этот раз нам повезло. Случайно нашли надежную фирму и в 6 часов 30 мин утра подъехал семиместный Хундай, из него вышел удивительно чистенький водитель, в розовой рубашке и наглаженных брюках. Мы даже засомневались, грузить ли наши видавшие виды рюкзаки (а вдруг не за нами приехали?). Так как договорились за минимальную цену, а тут такая роскошь.Водитель оказался веселым парнем, все никак не мог понять, зачем мы лезем в гору, и почему нам дома не сидится. Вечный вопрос местных жителей. Ответить конкретно на него сложно. Это просто потребность души, нетерпение сердца! По Чуйскому тракту ехали целый день.

Чуйский тракт. Перевал Чике-Таман
Водитель оказался еще и неплохим экскурсоводом и просто собеседником.
Начало нашего пешего маршрута было в п. Бельтир, но прямую дорогу просто смыла река и пришлось добираться в обход, через с. Ортолык. Там даже часть дороги за асфальтирована, к нашему великому удивлению.

Начало пути

Село Бельтир встретило нас не ласково, оно было разрушено полностью землетрясением в 2003 году. Дул холодный сильный ветер, нас окружали руины домов, и водитель, оглядев мрачное место, предложил нам вернуться обратно. Но цель была поставлена и, попрощавшись, мы ушли за поселок. Наше удивительное путешествие началось. За мостом ветер стих, и теплая ночь у костра на берегу реки Талдура рассеяла все сомнения. Следующий день солнце сопровождало нас весь путь вдоль реки по горной степи (2200 м над ур. моря). Цветов видимо-невидимо, словно попали в Тридесятое царство. Верблюды ходят маленькими караванами, яки бегают высоко в горах (в конце пути узнали у местных ветеринаров, что животные пасутся на вольных выпасах).

Долина р. Талдура. Вид на Талдуринский ледник

Соссюрея

Полынь и змееголовник

Долина р. Талдура. Верблюды

Иван-Чай. Р. Талдура

Долина р. Талдура. Здесь еще ходят машины

Копеечники и эдельвейсы

Долина р. Талдура

Кругом таинственные древние захоронения и алтари.

Ограбленный могильник

Древние ритуальные объекты рядом с могильниками

Мы решили, что в давние времена здесь был более мягкий климат и много людей. Но сейчас тишина и безлюдье, простор, величие гор и неба!
К вечеру добрались до устья реки Джело и обнаружили, что обещанного моста через нее нет, его унесла большая вода. Дальше наш путь пойдет по долине р. Джело. Её ущелье около устья непроходимо. Настоящие герои пойдут в обход по правому берегу. Поэтому нас ждет переход через бурную реку.
Утром решили переправляться вброд. Это была первая наша ошибка. Мы туристы-любители. Нужно было подождать местных алтайцев (они навещают пастбища, на уазиках) или попросить проезжающих автотуристов, но у нас была веревка и вода не такая уж и высокая утром. Однако это не помогло. Опыта переправы через такие реки у нас не было. Потеряли один рюкзак с палаткой и продуктами. Брод не удался, придется строить утром переправу. Пошел дождь, вода к вечеру прибыла. Остались еще на одну ночь и уже готовились ко сну, как из-за деревьев выскочил джип, затормозил, очень веселый водитель поприветствовал нас и не проверив дороги понесся через реку не в том месте .Машину развернуло по течению и если бы не случайно сдвинутый камень унесло бы. До другого берега не дотянул. Хорошо он был не один. Следом ехал Ниссан-пикап. Мы рассказали в каком направлении переезжали машины и ему удалось переправиться и вытащить друга. Потом мы их догнали в долине реки Джело. Они оказались нашими земляками барнаульцами, да еще тот, кто сел посреди реки был по профессии летчик. В общем, день был веселым и печальным одновременно.

Река Джело. Устройство переправы

Переправились удачно

Весь следующий день строили переправу. Проезжающие ребята-автотуристы из Уфы, на Ниве и джипе, помогли перевести рюкзаки, дали немного продуктов и плед для «пострадавшего», а сами продолжили путь к Талдуринскому леднику. Так мы еще никогда не ходили. На пятерых осталась одна палатка и тент. Но мы продолжали намеченный путь.
Долина реки Джело удивила еще больше. Река бежит между двух небольших хребтов. Со всех сторон в нее впадают маленькие ручейки с прозрачной водой и морем цветов вокруг. По склонам растут лиственницы и кедры.

Переход с р. Талдуры на Джело

Мы на фоне Талдуринского ледника и р. Талдура. Переход в долину р. Джело

Дальше идем по долине р. Джело

Заночевали мы у ручья, над дизайном которого хорошо поработало землетрясение.

Лагерь в долине р. Джело. Недалеко от ручья

Ручей. Приток р. Джело

Огромные камни навалены неестественно друг на друга, деревья лежат поперек ручья сучьями в воде. А сам ручей весело бежит вниз.

Камни изменившие русло ручья.

Весь следующий день шли по р. Джело вверх. Высота почти не набиралась (2200-2300 м). Деревьев уже не было, заночевали под скалой на камнях.

Ночевка на р. Джело. Истоки уже рядом.

Впереди открывалась красивая панорама ледника, с которого брала начало р. Джело. До него дошли быстро, перескочили через мелкие рукава реки, полюбовались вечными снегами и резко набрали высоту по ручью Тураоюк (2800м).

Еще одна переправа в верховьях р. Джело.

Устье ручья Тураоюк.

Этот очень красивый ручей с водопадами, большими и маленькими, вывел нас на плато.

Водопад на ручье Тураоюк.

Вернулся холодный ветер. Мы попрощались с неземными пейзажами долины реки Джело и ушли в холод все выше и выше. Здесь сделали вторую ошибку. Нужно было заночевать перед перевалом. Имеющиеся у нас описания предыдущих походов противоречили увиденному. Никаких опознавательных знаков и троп не было. Требовалось включить мозг, но высота была уже 3000 м, акклиматизации мы не проходили и думалка не сработала. Решили идти на штурм прижима.

Прозрачная вода в истоках Тураоюка.

Нашли обрывок веревки на огромном камне, обошли прижим на ручье, спустились на своей веревке и пошли вверх, на перевал, вдоль ручья, зажатого скалами, по каменным осыпям на его берегах или просто по уже начинающемуся льду. Ручей прошли, высота 3400 м, а перевала нет.

25 метровой веревки не хватает…

То ли там мало людей ходит, то ли снег под камнями подтаивает и сметает следы. И никаких знаков, что мы на перевале. Походили немного, проваливаливаясь в снегу по колено и решили заночевать прямо на камнях, так как сил уже не было, и ночь приближалась. Позже профессиональные альпинисты сказали, что нам крупно повезло, что не было ветра. О ветрах в тех местах ходят легенды, что они срывают с ног людей и вырывают палатки. Однако Духи Гор решили нас пожалеть. И мы забрались впятером в трехместную палатку, вскипятили чай на газовой горелке и поужинали сухим пайком, но не все, на кого-то высота давила и кроме чая ничего не пошло.

Ущелье верховьев ручья Тураоюк. Оттуда мы пришли.

Палатка на фоне вершины горы Купол.

Одна из вершин горы Купол.

Но зато этой ночью мы окончательно убедились, что Земля круглая и что вершину, к которой мы шли, не зря назвали Куполом. Небо образовывало огромный звездный купол над нами. Звезды в несколько раз больше тех, которые мы видим дома. Казалось, что Большая Медведица лежит прямо на земле и до нее можно дотронуться. Луна была не полная, но светила так ярко, что вокруг было видно, почти как днем. Ледники величественно белели на фоне темного неба. Палатка заледенела, но холод не чувствовался. Утром ручейки замерзли. Чай пили, растопив лед, глядя на открывшуюся панораму снежников. Оказалось, что до основной вершины, Купол Трех Озер (3550 м), не дошли совсем немного. На макушке снега не было, камни торчали веером.

Вершина горы Купол. Высота 3556 м

Вид с горы Купол на Южно-Чуйский хребет

А вокруг - Царство Снежной Королевы - Южно-Чуйский, Северо-Чуйский, Курайский хребты, долины рек Тете и Ак-Туру, ледники Малый и Большой Ак-Туру. Жаль не увидели Белуху, её прикрывали облака.
На вершине был опознавательный знак виде металлической треноги. Под ним нашли и почитали записки, побывавших тут туристов, написали свою, поели сгущенки со снегом и кофе. Спускались вниз по снегу, и как в сказке, из царства вечных льдов попали в параллельный мир с теплым, ласковым солнышком, озорными ручейками и множеством цветов. По-новому открылись ледники с голубыми озерами.

Здесь прошли туристы

Спуск в долину р. Ак-Туру

Цветочная поляна с видом на Ак-Туринские ледники

Курильский чай

Незабудочник

Спуск в долину р. Ак-Туру

Отдохнули и начали спуск в долину реки Ак-Туру, к конечной цели нашего путешествия. Прошли по руслу сухого ручья и неожиданно вошли в небольшую долинку, окруженную горами поляну. Как будто ее устройством занимались великаны. Сверху были аккуратно насыпаны огромные зеленые камни, ноги утопали в мягкой зеленой траве. На островках, между многочисленными ручейками затейливые нерукотворные фигуры из камней. И снова море цветов. Это место туристы назвали «Зеленой гостиницей». Уходить отсюда не хотелось, тем более, что впереди нас ждал почти отвесный кулуар по ручью Водопадный, высотой 600 метров над долиной реки. Ползли мы по нему почти 3,5 часа. Очень круто-то крупные камни, то осыпи, а за спиной тяжелые рюкзаки.

600 метровый кулуар. Спуск в долину р. Ак-Туру

Отдых в кулуаре

Наградой была долина реки Ак-Туру. Кедры на стоянке встретили нас приветливо. Недалеко была гляциологическая станция Томских ученых и альплагерь.

Вид на р. Ак-Туру, альплагерь, гляциологическую станцию из кулуара

Ущелье р. Ак-Туру

Там мы и беседовали с альпинистами. Нам повезло с погодой. Почти не было дождя (это редкость в горах). Рядом на стоянке был альпинист-одиночка, лет 60-ти, бывший тренер по альпинизму. Собирался с другом, но тот перед походом заболел, и он пошел один на Талдуринский ледник, собирался забраться на одну из его вершин - Ольгу. Он при нас дважды по кулуару поднимался к домику гляциологов у подножия Купола, чтобы занести продукты и альпинистское снаряжение. Но наши пути разошлись.

Кедрач в долине р. Ак-Туру

Вот и река Ак-Туру

Каменные пирамидки

Отдохнув денек, пошли вниз по реке в село Курай. Дошли до Перевалки(два домика перед началом Курайской степи),наняли уазик и 30 км по степи проехали. В Курае были к вечеру, нас приютили на ночь в юрте. А на следующее утро уже ехали на маршрутной газельке Кош-Агач-Горно-Алтайск.

Юрты у села Курай на Чуйском тракте

Обратная дорога оказалась в два раза дешевле, а по времени так же, к вечеру были уже дома. Жаль, что все хорошее заканчивается. На этот раз маршрут легким не показался.
Но хочется вернуться еще раз и пройти весь путь без ошибок и помедленнее.