Фото Таганая

• Опубликовано: 27 ноября 2013
  • Бюджет поездки: $
Фото Таганая

Впервые я увидела фото Таганая у моих друзей, фанатов Олега Митяева. Именно его песня про Таганай стала решающим фактором, определившим место, куда ребята собрались пойти в лыжный поход. Ну и я вместе с ними. Помню, мы собрались у кого-то на квартире и после долгих разговоров набралось человек десять тех, кто собирался в поход. Его мы наметили на начало января, а перед этим для тренировки сходили в Карелию на несколько дней.

Ещё одна центральная идея этого путешествия была в том, что новый год мы все хотели отметить в поезде. По-моему, замечательная идея. Но чем ближе Новый год, тем меньше ребят испытывало энтузиазм от предстоящего путешествия. Прогноз выдавал -25-30 по Цельсию. В итоге перед самым новым годом остались я и моя подруга Маша. Я позвонила ей и спросила: ты как, поедешь?
Я сама очень хотела, и не потому что была влюблёна в песню про Таганай, а потому что уже настроилась на поход, подготовила себя и фототехнику к испытаниям. Одной, конечно, в такие походы ходить опасно. После некоторых колебаний Машка согласилась, и вот мы уже мчимся на поезде Москва - Караганда, как звучит-то!

Отмечать новый год в поезде - это, на мой взгляд, очень романтично. С нами в одном поезде ехал Машин знакомый, но через четыре вагона от нашего. А проводники перекрыли в центре состава один вагон и там отмечали праздник. Безвылазно. Мы своего проводника видели только в Москве. Никита, кажется, так звали парня, на длинных остановках перебегал этот вагон по улице, чтобы отметить праздник с нами. Кстати, так делало довольно много пассажиров, что со стороны выглядело весьма забавно.
После душного вагона январский морозный воздух в Златоусте показался нам очень холодным. Но под весом тяжёлых рюкзаков мы довольно скоро привыкли к холоду. На такси добрались до начала парка и после небольшой волокиты с выяснением вопросов, куда идти, встали на тропу. Вообще-то мы планировали дойти до ближайшего приюта и заночевать в одном из гостевых домиков. Но частые остановки на фото и видео съёмку (Маша снимала фильм про Таганай) лишили нас этой возможности. Когда мы дошли до заснеженной каменной реки, я потеряла дар речи - такого я ещё никогда в жизни не видела!

Огромное поле, усеянное снежными шарами, под которыми угадывались огромные камни. Там мы и встретили закатные лучи и принялись искать себе место под ночлег. По сути его было полно – целый лес, главное, выбрать удачно поляну под наш временный дом. Поставили палатку, на газу что-то приготовили и забрались в спальники.
Помню, что в тот вечер было -26C. И совсем не помню, как спалось, но наверно хорошо. Утром, ещё при свете фонарей, начали вставать, тут же за шиворот насыпало инея со стенок палатки. За ночь по всему потолку выросли причудливые узоры, и одно неловкое касание палатки - всё сыпется на нас. Зато бодро!
Попыталась приготовить что-то на газу, но газ горел еле-еле – видимо, совсем холодно было, а в спальник балон не додумались положить. Ну и ладно. Съели растворимый геркулес всухую, заели снегом и пошли дальше. Несколько раз мимо проносились снегоходы – весьма удобная штука, но мы же решили по-честному всё пройти пешком. Где-то к обеду дошли до первого приюта, за которым начиналась тропа к первой нашей точке – к горе Круглица.

Пока светло прогулялись до начала подъёма. Разведали тропу и посмотрели, сколько снега. Решили, что надо выйти часа в три-четыре ночи, чтобы подняться к рассвету выше уровня деревьев. А хорошо бы и вовсе на самый верх. Сказано – сделано, в полчетвёртого вдвоём пошли в сторону Круглицы. Почему-то тропа через некоторое время пропала, и нам пришлось идти по целине.
Сперва тропила Маша. Она около 2-ух метров. Я шла по ее следам, пока она не выдохлась: меняемся, простонала она.
Если до нее мы ещё шли более не менее бодро, то теперь мы еле-еле ползли. Нагромождение камней и всё это в снегу. Непонятно, куда ставить ногу, везде щели и дыры, снег и лёд.

В борьбе с курумником мы и застали рассвет, ничего впечатляющего из себя не представлявший. Небо было плотно упаковано облаками. Но пока мы потратили несколько часов, пробираясь среди камней, погода стала улучшаться, и я бы даже сказала, что меня, наконец, посетили первые радостные впечатления от этого похода.
Невероятно устав и намаявшись, иногда по пояс в снегу, мы к вечеру доползли до нашей избушки. Единогласно решили, что повторно наверх не попрёмся, а пойдём дальше в парк. Судя по рассказам местных туристов, там есть что посмотреть и не надо ломаться на курумнике.

Всё ещё полные сил и надежд, мы расположились на дальнем кордоне. По хорошо накатанной дороге можно было совершенно спокойно добраться до вершины горы Большой Таганай. Ну, вершиной трудно назвать то плато, на котором находилась метеостанция, но то, что это самое высокое место в округе, естественно нас интересовало. И вот мы вновь идём в ночи при свете фонарей. Дорога хорошо видна и налегке в горку идти не так уж и сложно. Холодно, но терпимо. Шёл снег, но ведь никогда не угадаешь, когда он кончится и, может быть, именно в этот день будет великолепный свет... Мы вышли заранее, поскольку не знали, сколько нам идти, поэтому когда стало понятно, что скоро поднимемся на вершину, было ещё темно. Выйдя из-под защиты леса, мы сразу же попали в самую настоящую пургу.

Здесь царил ветер и снег. Тут прекрасный отдых с детьми. Мы пошли дальше, что и стало ошибкой. Незаметно лес вокруг нас сменился ровным полем, а когда спохватились, было поздно. Ориентиров больше не было, под ногами целина, вокруг пурга и ни одного дерева для ориентира. Следы за нами кончались в двух шагах. Ещё мгновение и их не осталось.
Я предложила вернуться обратно в лес, там дождаться рассвета. Мы ещё минут пять рассуждали на эту тему и пошли обратно. Но когда нет ориентиров, легко сбиться. Выйдя в зону деревьев, мы поняли, что тут мы не ходили, но деваться некуда. Надо было ждать рассвета и надеяться, что пурга ослабнет и можно будет сориентироваться.
С нами был термос с чаем и одна шоколадка. Чтобы не замёрзнуть, я достала штатив, поставил камеру и начала искать в этом снежном месиве ракурсы и снимать, целиком отдавшись процессу. Иначе безделье свело бы меня с ума. Спустя час с лишним начало светать и, слава Богу, видимость улучшилась. Наконец мы могли ориентироваться и спустя полчаса блужданий по целине увидели стены метеостанции.

Пока я зачехляла фотоаппарат в сумку (внеси я его в помещение, он сразу станет мокрым, и я долго потом не смогу снимать долго), Маша подошла к окну посмотреть, что и кто внутри. Это был как раз коридор, и кто-то там шёл чистить зубы. Было бы интересно посмотреть на реакцию человека, который видит, как в окне из пурги проступает лицо другого человека. Нас конечно тут же впустили и выдали по кружке горячего чая.
Оказалось, что здесь, помимо ребят, работающих на метеостанции, могут жить и туристы. В то утро там остановились две москвички. Мы с Машей, узнав о такой возможности, договорились, что переберёмся сюда на следующий день. Только соберём вещи на дальнем кордоне.
А за окном завывало и не думало успокаиваться. Отдохнув, мы ушли вниз, на кордон. Оставшуюся часть дня отсыпались и отъедались.
Вечером я вышла на улицу, в небе сверкали звёзды, это был наш шанс – встретить рассвет в правильном месте! Но Маша уже так не считала. И я решилась выйти ночью одна. Пришлось очень осторожно ползти по курумнику, если что-то случится, никто не поможет. Сотового тогда не было, поэтому сам рассвет с видом на Большой Таганай я встретила на курумнике, и когда поднялась на самый верх, к своему удивлению, встретила ещё одного туриста, он тоже был один: его товарищи поленились идти.

Когда этот турист ушёл, я осталась одна с невероятной красотой. На удивление солнце даже грело! Я немного постояла наверху и засобиралась обратно вниз, где меня ждала Маша и подъём на метеостанцию, но уже под рюкзаком.

Постскриптум

Прошло несколько лет. У меня должна была весной состояться большая экспедиция в Гималаи. Ожидались снежные перевалы за 5000 метров и большие физические нагрузки. Чтобы адекватно подготовиться, я решила на новогодние праздники куда-нибудь выбраться, пофотографировать и заодно подтянуть свою физическую форму. И тут я вспомнила про наш таганайский вояж – почему бы не повторить? Ко мне присоединился Антон и ещё одна участница экспедиции, Аида. Втроём мы вылетели из Москвы в Челябинск. А оттуда уже в Златоуст.

С ветерком нас домчали снегоходами до первого приюта, а на следующий день, после тренировочного подъёма на Круглицу, мы ушли своим ходом на Большой Таганай. Помня о красивых видах, заранее решили, что трое суток поживём на метеостанции, дожидаясь хорошего света в более комфортных условиях, нежели под деревом в пурге. Я несколько раз от разных людей, как только они бросали взгляд на нашу фототехнику, слышала историю про двух фотографов, которые несколько лет назад ходили по ночному Таганаю с большими штативами. Тут было классно - и долина сказок, и горы - все тут удивительное.