Меню

Фото Чегемского ущелья

  • Опубликовано: 06 декабря 2013
  • Просмотров: 1403
  • Бюджет поездки: 5000
  • Срок поездки: 2 дня
Фото Чегемского ущелья

Выпала мне возможность побывать в Чегемском ущелье в 2007 году. Дело было в августе. Оказался я там абсолютно случайно – познакомился на детских соревнованиях на Юце с курскими парапланеристами, а они после соревнований собирались ехать в Чегем, и меня позвали. Позвонил на работу, продлил себе отдых на выходные, поменял билеты – и я уже на пути в горы. Теперь же я хочу оставить вам свой отзыв об полете на параплане в этом живописном уголке нашей страны.

По дороге через Кабардино-Балкарию мы ехали вечером, поэтому знаменитые Чегемские водопады, возле которых мы сделали короткую стоянку, на снимках не вышли.

Добрались до лагеря, когда уже совсем стемнело. Поужинали супом, которым нас угостил местный пчеловод, и мёдом.
Утром горы были просто невероятны. В этом вы убедитесь сами, когда увидите мои фото Чегемского ущелья.

Немного расскажу об уникальном Чегемском ущелье. В нём сбоку есть «карман», шириной около километра. Дно кармана сужено к низу и расположено под уклоном, по другую сторону ущелья расположены скалы с вертикальными остриями, высотой до 500 метров. Днём здесь дует снизу горный бриз, образующий рядом с этими скалами мощный ровный динамик. Он несёт в себе определённую опасность, которая связана с горной аэрологией – восходящий поток вечером сменяется нисходящим в течение очень короткого времени. И если пилот зазевался и не успел приземлиться до начала перемены ветра, то его достаточно ощутимо бросит на скалы. Лучше всего приземляться минут за 15-20 до начала ослабления динамика, а если прозевал это время и ощутил первые признаки его затухания – немедленно садиться, даже не пытаясь дотянуть до лагеря.

Мы быстро позавтракали и пошли к старту, который располагается на несколько десятков метров выше лагеря на лугу. Ветер был слабоват, но погода порадовала. Разложил крыло, и на старт. Сначала показалось, что сейчас просадит, и мне придётся приземлиться где-то внизу и потом километр тащиться обратно. Довернул к склону, поросшему лесом, он слегка пологий возле старта, поэтому слишком близко не приближаюсь – боюсь приземлиться на сосну. Возле склона плавно выпариваю, потом разворачиваюсь и прохожу прямо над стартом – передо мной острые скалы. И тут меня попёрло, как в лифте. Было такое ощущение, словно ветер подул вертикально вверх, на приборе +4 – +6, пищит во всю. Несколько минут – и я лечу вдоль вершины хребта параллельно ей.

Первые 700-800 метров над стартом я набирал практически за считанные минуты, динамик дул ровно и стабильно, обеспечивая достаточно пространства для возможности маневрировать и садиться. Хороший «правильный» ветер здесь обычно дует с 11 утра до 18-19 вечера – это идеальное время для полетов на параплане. Я в тот день налетал 5-6 часов. Динамик позволяет делать фотографии, практически не отвлекает на управление. Лётное пространство огромное, поэтому, не смотря на большое количество крыльев – никому не тесно. Народу в тот день было много – отдых с палаткой в горах всегда привлекает туристов, а если ещё есть возможность полетать...

Закончил я полёты в тот день не очень гладко. Порадовавшись тому, как быстро набирается высота, я решил попрактиковаться в акробатике, т.е. в винговерах и спиралях. И если со спиралями я справился без проблем, то винговеры мне предстояло ещё учиться выполнять, до этого у меня получались лишь неловкие качки вместо красивых изящных фигур. После нескольких попыток стало неплохо получаться, но я забыл о контроле высоты, слишком увлёкшись тренировками...

Очередной резкий выход из виража привёл к непредвиденной спирали, земля была совсем рядом. После очередного противоввода 70% правого крыла сложилось, через секунду началась авторотация, скорость стремительно растёт, я уже вижу белые камни под собой на склоне, ОЧЕНЬ близко, они стремительно приближаются и вертятся, я ощущаю перегрузку. Помню очень смутно, как успел дотянуться до ручки на запаске, хорошо, что я нашёл её быстро, буквально на ощупь – не прошли даром мои домашние тренировки в подвеске. Рванул, и парашют комком пролетел справа от меня вверх. Напряг в правильном положении ноги, мысленно с ними простившись, и с позвоночником тоже заодно. Носками ботинок уже практически коснулся земли, тело ждёт удара... – и вдруг что-то с силой тянет меня вверх, прекращая вращение... В эту же секунду чувствую под ногами землю. Если бы не склон, я бы, может быть, и не упал даже, а так несколько раз перекатился, слегка поцарапав шлем о камни. С неба на меня упала запаска.

Несколько секунд в голове была пустота и благодать, потом нужно было как-то успокаивать тех, кто кричал в рации, что я разбился. Выпутавшись из запаски, я ощутил блаженство от яркого солнца и синего неба. Жизнь удивительно прекрасна на краю. Когда прибежали приземлившиеся рядом пилоты, кажется, я смеялся.

После того, как я пришёл в себя и выслушал от товарищей разнообразные мнения о стиле моего пилотирования (с постоянным упоминанием моей матери), я засунул запаску в багажник подвески и полетел в лагерь. Думаю, что это был самый аккуратный полёт за всю мою парапланерную жизнь. Так закончился для меня этот день парапланеризма в Чегемском ущелье.